Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

среда, 20 марта 2024 г.

Армяне, что происходит с нами?!

Чем живет сегодня Армения? Кто-то уверен в скором и необратимом крахе, а кто-то считает эти прогнозы алармизмом. Кто-то выходит на защиту консерватории, будучи уверенным, что сможет противостоять группе самоуверенных неучей, а кто-то, заняв ставшую привычной выжидательную позицию, молча наблюдает, чем дело закончится, чтобы лишь тогда подать голос. Кто-то обвиняет власти в поспешности и непродуманности ввода электронных рецептов, а кто-то, смиренно сопя, отправляется в поликлинику выстаивать очередь, чтобы купить грошовый противовирусный препарат. Кто-то осознает опасность, стратегическую близорукость, сбора всей молодежи в одной точке, в одном академгородке, а кто-то, удивленно пожимая плечами, готовит чадо к поступлению в вуз. Что общего у всех этих людей, кроме национальности? Чем, какой характерной особенностью можно свести эту разношерстную группу к общему знаменателю? Что не позволяет ни тем, ни другим сделать правильный шаг, прекрасно понимая, что именно надо делать? Что «отвоевывает» их ничегонеделанье у возможных необратимых последствий? Не мудрствуя лукаво, предложу свою версию – БЕСПЕЧНОСТЬ.

Кто-то удивится безосновательности, тривиальности или даже детскости этой мысли. Кто-то, напротив, выскажется обиженно и даже, может, грубо. Кто-то вообще проигнорирует, усмехнувшись, а кто-то… И снова – в основе всех этих поступков будет БЕСПЕЧНОСТЬ.

А если нет, скажите, как иначе назвать людей, ежедневно и по делу жалующихся на никчемное правительство, на нечеловеческие условия жизни, на дорожающие транспорт и продукты, до этого – на убийство детей на войнах и сдачу исконно армянских, трижды политых армянской кровью земель, но продолжающих или молчать, или писать гневные сообщения в соцсетях, или выходить на ничего не значащие демонстрации – словом, реально не меняющих ничего, – если не беспечными.

Да, все мы находимся сегодня в очень тяжелом психологическом состоянии. Кто-то считает это страхом, кто-то оцепенением, кто-то сломленностью, кто-то тяжелейшим испытанием. Помимо своей воли все мы угодили в учебник истории Армении – этот период, эти уже тридцать лет с тремя войнами, двумя революциями, двумя блокадами, землетрясением и депортацией армян не забудутся никогда.

Вопрос лишь в том, какая оценка и какие предположения будут сделаны в будущем относительно происходящего «тогда» (сегодня)? Что двигало людьми? Чем они жили? Почему в итоге так получилось?

Вернемся в действительность. По Еревану разъезжают молодчики с включенным на полную мощь турецким мугамом, и никто не делает им замечания, хотя бы из-за громкости. Что это, страх? Равнодушие? Нежелание связываться? Все корнями уходит в беспечность.

В Нахичевани полным ходом идут танковые учения. Довольно активно, с использованием не оборонительной, а наступательной техники. Что делает наше министерство обороны? Проводит чемпионат по волейболу и решает вопросы униформы. Что это? Беспечность, в данном случае преступная.

Наконец, взглянем шире. Первое лицо страны готовится «пожертвовать территориями во имя стабилизации положения, во имя мира». Что мы делаем? Какая-то часть активно клеймит премьера в соцсетях, кто-то искренне чем-то грозится, сидя на своем диване, а кто-то – см. выше – продолжает отстаивать консерваторию, что тоже очень важно. Опять ли не беспечность? Знать, что завтра врагу будут отданы опорные точки для захвата твоей страны, и продолжать не верить, не видеть этого. Ну скажите, как это назвать иначе?

Армяне со всех концов мира активно или не очень следят за происходящим на их исторической родине. Слушают новости, разных аналитиков, политиков, социологов. Им небезынтересно, к чему идет Армения. И не только потому, что здесь у них дома, родственники, а потому что это их отечество и за него действительно болит сердце. Кто из них подумывает о возвращении, о попытке что-то изменить своим присутствием, знанием, профессионализмом? Кто-то считает это абсолютной бессмыслицей, а кто-то, может, и подумывает. Но ни те, ни другие не едут. Что это, рационализм? Если говорить о западных армянах, то – неверие, недоверие, обида? Что может свести воедино людей, прекрасно осознающих призрачность будущего Армении, но продолжающих активно за нее переживать издалека? Без обид, друзья, но беспечность. На правах оптимистичного неверия в окончательность и бесповоротность, в мрачный финал. «Поживем – увидим!» - что лежит в основе этой пословицы, если не та же сермяжная беспечность?

А что делать, спросите вы? Взять гранату и взорвать себя вместе с ненавистным руководством? Опять беспечность, причем беспомощная.

Давайте обратимся к этимологии этого слова. «Беспечность» – от «без печи». При чем тут «печь», если речь идет о людях беззаботных? «Печь», или «пе́ча» (а еще раньше — «пе́ка»): оно и означало «забота», то, что «печёт», «палит душу».

А что в армянской версии? «Беспечность» – по-армянски «անհոգություն». Предложим «любительскую версию»: значит, беспечность – это когда нет либо «հոգի» («души»), либо «հոգս» («заботы»). Вторая версия ясна, она же «беззаботность». А как быть с отсутствием души? Пускай это гипотеза, но она, кажется, что-то объясняет. Вынуть душу из народа – не это ли цель подлецов, толкающих народы к пропасти ради личной наживы? Это ли не была цель тех, кто расписывался на наших святынях, оскверняя их, разрушая? Неужели все зашло так далеко, что мы этого не осознаем? Если это процесс естественный, может, стоит задуматься, когда происходит исход души из тела? Что может быть страшнее ставшей популярной фразы «мы не живем, мы существуем»? Это ли не повод остановиться, взглянуть правде в глаза? Что есть смерть, если не жизнь без осознания, что тебя уже нет или очень скоро не станет?  

…А ведь в основе всего, казалось бы, сущий «пустяк» – беспечность. И даже написание этой статьи, трата двух часов на ее создание, изучение значений слов и их переводов, потоки слов и предположений – все это беспечность. На фоне того, что может случиться завтра. Которого может не быть. При такой беспечности. Тотальной и ослепляющей.

вторник, 19 марта 2024 г.

Отец Кюрег ТАЛЯН: "Задумайся над своей жизнью! Зачем ты живешь?"


«Небеса стали богаче, а земля оскудела. Святой отец ушел к воскресшему Спасителю, служителем которого был неутомимым», - написал архимандрит Багумян три года назад, когда в результате ДТП погиб духовный пастырь церкви Сурб Катогике Котайкской епархии в Джрвеже священник Кюрег ТАЛЯН. 
В канун Светлого Христова Воскресения хочется вспомнить его слова, сказанные много лет назад…

— Отец Кюрег, как вы считаете, возможно ли, вообще, сегодня восстановить, а, если быть честнее, заново сформировать утерянную систему ценностей?

— Я думаю, это можно сделать через христианское воспитание. Но сама проблема глобальна: она начинается с семьи, продолжается в школе и далее. Это проблема не только церковнослужителей — но и всего нашего общества. Современный человек привык ассоциировать церковь исключительно со священнослужителями. Но это ведь не так — в действительности церковь есть собор людей крещеных.

Люди, бывает, спрашивают: “А как церковь борется с деятельностью сект?” Под церковью, конечно, подразумеваются священники. Но в то же время человек, задающий этот вопрос, забывает, что сам является крещеным, а посему ответ на этот вопрос имеет смысл в той же мере услышать от него самого. Люди этого не осознают.
Священник — служитель церкви. Церковь есть тело Христово, и все мы — все смертные — есть члены этого тела. Я часто провожу следующую аналогию. Что есть армия без командующего? Толпа. А что есть армия без солдат? Тоже ничего. Посему, только объединив армию и командование, то есть паству и пастырей, возможно противостоять всей той черной идеологии, всему тому, что нам сегодня навязывается.

Глобальность этой проблемы заключается в том, что для ее решения необходимо задействовать все силы общества, что ныне не представляется возможным. К несчастью, нынешняя “интеллигенция” далеко не соответствует этому высокому званию. Между тем во всех странах именно интеллигенция играет значимую роль как в решении подобных проблем, так и изначально в становлении и воспитании общества. Стало быть, вся тяжесть этой ноши остается на плечах истинных христиан — будь то священнослужители или же рядовые члены церкви.

— Христианское воспитание — главное условие развития. Что необходимо для христианского воспитания?

— Это главнейшее условие развития — необходимое и достаточное. ...Давным-давно люди не умели использовать силу воды. Не факт, что и сейчас о ней все известно. Во всяком случае современные ученые сделали большой шаг вперед (я имею в виду фильм “Вода”), заявив, что ничего не знают о воде.

Так почему же исключать вероятность того, что, пока мы все вместе не покаемся и не помолимся, Господь не позволит родиться среди нас человеку, который сумеет найти использование куску базальта, как, скажем, альтернативному энергоносителю, и тем самым обеспечить Армении долгое и безбедное существование?.. А я уверен, что, возьмись мы за руки и захоти мы это на самом деле, Господь благословит и наш народ, и наше государство на то, чтобы мы стали светочем для всего мира — так же как некогда библейская гора Арарат стала пристанищем ковчега, с которого началось новое человечество.

— Вы недавно в проповеди напомнили о днях блокады и о том, как в отличие от дней сегодняшних люди тогда были равны, а посему сплочены и полны веры. Эти дни прошли, и мы стали отдаляться друг от друга, обменивая тепло живого общения на возможность созвониться по телефону или же состыковаться посредством интернета. Не находите ли вы, что причиной этому то, что тогда, как это ни парадоксально звучит, мы были больше готовы к последствиям и менее их боялись, чем теперь?

— Я уже не раз говорил, что вижу в этом перст Божий. ...Многие до сих пор вспоминают те темные ночи как самый светлый период своей жизни. И это так! Вспомните глаза людей — они светились. И это был не просто свет — это был свет, коим Господь нас освещал. Люди собирались вокруг одной печки, но не осознавали, что греются не только ее теплом, но в первую очередь теплом друг друга. Их ничего не разделяло: ни телевизор, ни телефон, ни интернет — все эти технологии и устройства призваны связывать людей, но на деле разъединяют их. Мы упустили возможность улучшиться, очиститься. Мы не поняли, не уловили источник того тепла и добра, который помог нам выжить в те трудные годы. Наши лица и молитвы были обращены вверх, однако самого главного мы так и не смогли тогда понять: для чего, с какой целью Господь подвергает нас таким лишениям и испытаниям... И мы вновь пошли по тому пути, по которому идет большая часть человечества — по пути, который ведет в пропасть. Мы превратились в нацию с потребительским образом мышления.

— В чем вы видите возможность, ну, если не остановить движущуюся в пропасть толпу, то хоть протереть глаза идущим?

— Это в первую очередь молитва и проповеди. Ежедневно священнослужители молятся и призывают паству — верующих сынов и дочерей — молиться за спасение нашего народа. Мы молимся за то, чтобы Господь простил, помог и просветил наш народ, как в начале прошлого тысячелетия, подарив нам истинную веру. Я думаю, что Господь услышит наши молитвы.

— Многие телезрители, в основном дети, очень любят вашу передачу “Дороги”. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

— Я испытывал (как тогда, так и теперь) ужасный дефицит времени и вначале всячески отнекивался от этой телепередачи, однако, когда настоятельное указание участвовать в передаче последовало от самого католикоса, я вынужден был смиренно подчиниться. Основным доводом были слова Его Святейшества: “Ты читаешь лекцию в институте, и тебя слушает сто человек. А эту передачу будут смотреть сто тысяч!” Словом, я поддался, и очень этому рад, потому что, видя и слыша сейчас отзывы людей, я осознаю всю важность и необходимость этой передачи.

— Ваше обращение к человеку, читающему сейчас эту статью...

— Задумайся над своей жизнью! Зачем ты живешь? В чем твое призвание? Ты есть человек — образ и подобие Божье. Насколько ты его в себе исказил? Насколько ты стараешься восстановить в себе утраченное Богоподобие?

Надо серьезно задуматься над своей жизнью и просить у Бога помощи.
“Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам!”

четверг, 14 марта 2024 г.

ДАЛЕКО НЕ СВЕТЛЫЕ ДАЛИ КОНСЕРВАТОРИИ…

 "А не объединить ли в целях оптимизации Национальное собрание с цирком, перенеся его в новое здание?"


   С каждым днем все чудовищнее и необратимее «снежный ком» – масштабы действий, необходимых для возвращения Армении до «заводских настроек». Сложно сказать, что страшнее: последствия ядерного взрыва, геноцида или того комплекса «мероприятий», которые действующая власть принесла с собой за последние шесть лет. Даже если бы у власти находились тюрки и делали что-то аналогичное, вряд ли им пришло бы в голову монументально уродовать свою столицу: вырубать деревья или уничтожать институты, дипломы которых высоко ценятся во всех цивилизованных странах. В последний раз такое имело место в 1435 году, когда конница Шахруха, младшего сына и преемника Тамерлана, сожгла обитель Татевского университета. Этот факт напомнил главе комитета высшего образования и науки РА Саргису Хайоцяну музыковед, заслуженный артист РА Мгер Навоян на состоявшемся в Госконсерватории совещании с участием студентов и профессорско-преподавательского состава по вопросу оптимизации работы вуза.
   Не будем вдаваться в абсурдность предлагаемого проекта, именуемого то укрупнением, то оптимизацией. Коротко, планируется выселить студентов из центра города, сформировав академгородок с шестью направлениями университетского образования: классическое, медицинское, технологическое, образовательное, художественное и офицерское. В направление «Искусство» входят Ереванский государственный институт театра и кино, Ереванская государственная консерватория имени Комитаса, Государственная академия художеств Армении, Институт археологии и этнографии НАН РА, Институт искусств НАН РА, Центр исследования культурно-исторического наследия. Разумеется, эта информация возмутила музыкальное сообщество. Ректор Ереванской государственной консерватории Сона Оганесян выступила с заявлением о том, что руководство консерватории понимает и разделяет возмущение и искреннюю озабоченность музыкальной общественности относительно будущего единственного профессионального музыкального вуза Армении. Согласно сообщению, свою позицию и позицию руководства вуза ректор озвучил на февральском заседании Ученого совета. При этом были представлены аргументы и предложения несогласия университета с данным проектом.
   Остро отреагировали на эту новость и армяне из-за рубежа: «Не знаю, является ли это результатом безграмотности, умышленности или планомерной политики по ликвидации образовательных центров с лучшими традициями, но то, что все вузы решили объединиться в один академгородок, – это абсолютный бред, – пишет Акоп Асатрян из Праги. – Это означает не только устранение городской жизни для молодежи, но и ее исторических корней. Приведу пример Чехии. Практически все исторические здания здесь отданы Карлову университету и различным факультетам, Академии кино и театра, Академии наук, институтам музыки и искусств, консерватории, которая, кстати, находится рядом с филармонией. Все это так не только для того, чтобы молодежь была ближе к профессиональным структурам, театрам, кинотеатрам, концертным залам, но и по той простой причине, что в центр удобно приезжать со всех концов города. Такая политика не случайна, ведь таким образом исторический центр всегда находится в центре внимания государства и ни одно частное лицо или компания не может снести эти здания или превратить их в казино, отель или ресторан. При этом как минимум пять-шесть университетов должны остаться в своих исторических зданиях и в нынешнем статусе: Ереванский государственный университет, Ереванский медицинский университет, консерватория имени Комитаса, институты изобразительного искусства, кино и театра, педагогический университет. Только Высший экономический университет и Технический университет находятся не так далеко от центра Праги, но оба находятся недалеко от станций метро и трамвайных».


   Однако, на встрече руководителя комитета высшего образования и науки и представителей консерватории произошло неожиданное чудо – такой сплоченности среди представителей интеллигенции в едином порыве, приведшей к формированию мощного культурного фронта, не было давно. Разве что лет 30 назад, когда консерватория, как и все, участвовала в митингах против уничтожения мирного населения в Арцахе со стороны азербайджанских бандформирований. Опять же не хочется проводить параллелей, но как ни крути, они сами возникают. И это не может понимать руководитель страны, активно продвигающийся в сторону Европы, где подобную инициативу сочтут как минимум дикарской. «Хотим ли мы видеть Ереван с заброшенными культурными пустующими зданиями, которыми нам предстоит «любоваться» и добираться до них на транспорте с повышенным тарифом, читая позорный учебник истории 7-го класса, в котором выясняется, что мы кочевое племя, как и Арцах (нет, извините, Карабах), а Нжде – не что иное, как фашист, – негодует композитор Эдмон Макарян. – Или наконец-то поймем, что на кону лицо нашей нации и что каждый из нас должен нести ответственность за честь своей Родины и будущее своей нации?»
   И процесс пошел. Кажется, зашевелились. Начался активный сбор подписей, подключились все: и музыканты Армении, и соотечественники, проживающие за рубежом. Лауреат международных премий, известный оперный тенор Арсен Согомонян предупредил об этом на встрече руководителя комитета: «Вы столкнетесь с силой, о которой, возможно, не подозревали. Знайте, у консерватории длинные руки. Все музыканты, и не только наши зарубежные соотечественники-музыканты, все известные музыканты, с которыми мы сотрудничаем, выскажут свое мнение относительно вашей «инициативы». Консерватория должна остаться там, где и была. Иного не дано!»
   Единение людей, порой даже конфронтирующих в повседневной жизни, но озабоченных общей проблемой, не может не вызывать восхищения. Разумеется, скандал разразится мощнейший и, как не преминули отметить некоторые представители оппозиции, разлом и переформат сегодняшней власти возможно начнется именно с консерваторской истории. Но, с другой стороны, страшно наблюдать, как группа культурных, высокообразованных, широко известных и тут и за пределами Армении, людей на полном серьезе пытается достучаться до профанов, весьма далеких от вверенных им сфер, да и от элементарной культуры. А ларчик просто открывался: почему бы не активизировать юристов и не подать иск со стороны руководства Ереванской Госконсерватории против министерства с длинным названием в обвинении последнего в НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ. И этому примеру должны последовать все вузы – все как один! Сами голосовали за эту власть, сами позволили, чтобы эти люди вершили ваши судьбы, сами и спрашивайте. На кону не просто здание консерватории – цель уничтожение культуры и образования. Мы так любим выражение «слуги народа» – народ, займись уже своим слугами: они решают, где и чему тебе учиться.
   И вопрос этот должен быть решен очень грамотно – переносом проблемы в юридическую плоскость. Только так. Давайте смотреть шире: сегодня решается вопрос территориальной целостности, Алиев собирается оттяпать большую часть Армении, правительство Армении – большую часть армянских вузов – точнее, их здания. Кто бы подумал, что в таком свете придется сравнивать деятельность правительств двух стран, действующих в унисон. Вместе с этим, чтобы отвлечь людей от этих, куда более важных вопросов, запускаются электронные рецепты, вырубаются деревья, переносятся вузы – словом, делается все, чтобы сконцентрировали силы народа там, где от него будет меньше проблем. Ничего не напоминает? 2013 год, пока бастовали в сквере Маштоца против бутиков, Самвел Алексанян уничтожил крытый рынок, превратив его в банальный супермакет. И таких примеров уйма. Технология очень проста, апробирована многими поколениями представителей власти.
   Оригинальное решение предложила Гаяне Аветисян: «Извините за мой риторический вопрос, но не лучше было бы объединить Национальное собрание с цирком, перенеся его в новое здание, чтобы обеспечить идеологическую целостность и высший интерес государства? И открыть гостиницу в историческом здании Национального собрания для туристов с абонементами в цирк? Может быть, именно это и послужило причиной столь затянувшегося открытия цирка?»
   Вместо эпилога. В подтверждение вышеуказанного опасения хочется напомнить, что процесс разрушения и деструктуризации – «снежный ком», указанный в начале статьи, – начался не сегодня. Исторический факт: в 2019 году ГНКО «Центр геодезии и картографии» Армении была полностью ликвидирована – в контексте оптимизации госрасходов. 

среда, 31 января 2024 г.

«А еще очки надел, интеллигент несчастный!»

 В соцсетях активно обсуждается полюбовная встреча 85-летнего композитора Тиграна Мансуряна и премьер-министра Армении Никола Пашиняна


Многие из нас помнят эту ставшую крылатой фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А ведь действительно когда-то в народе считалось, что если человек в очках, да еще и говорит по-русски или по-английски, то он по умолчанию представитель интеллигенции. Более того, он мог не иметь всех вышеперечисленных отличительных знаков, а просто быть представителем сферы искусства, медийным, как сейчас принято это называть, и опять же автоматически считаться интеллигентом. Вот отсюда, в общем-то, и начинается сбой системы.

Давайте разбираться. Так уж повелось, что монархов всегда сопровождали шуты, придворные музыканты, художники, поэты и т.д. Да, искусство и в древности, и сейчас нуждалось в финансовой поддержке и защите. Если хорошенько копнуть как среди классиков, так и среди ставших классиками современников есть немало личностей, активно взаимодействующих с властями. Аудитории это не всегда было видно – ей интереснее зрелища. А в век бума соцсетей прямо хлебом не корми, дай только пищу для разговоров. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, попытаемся поразмышлять вместе.   

Есть ли разница? По первому свистку Вано Сирадегяна в блокадной Армении собираться украдкой всей «интеллигентской» братией в доме творчества композиторов в Дилижане и, сглатывая слюну, смотреть на столы, накрытые с барского плеча и ждать прибытия шефа, в ожидании подарков или привилегий. Или в наше время ходить по очереди на поклон ко всем олигархам, активно поносимым той же интеллигенцией, но рьяно приветствуемой при первой же встрече. Или активно пользоваться финансированием первых лиц государства и их половин, а потом при смене власти с пеной у рта поносить бывших благодетелей, клеймя их как вандалов отечественной культуры и традиций. Или наконец открыто, будучи автором пускай несложных, но искренне полюбившихся в народе мелодий, не скрывать своего восхищения, обниматься и целоваться в десны со всенародно нелюбимым руководителем страны, которого тот же гневный электорат с завидным постоянством переизбирает на новые сроки. В чем разница между конформизмом и раболепием?

Следующий вопрос: стоит ли это вообще это обсуждать? Вернемся к началу: может, ошибка в том, что представитель сферы искусства отнюдь не обязан быть интеллигентом, которого, если следовать одному из определений, как индивида, должны волновать более интересы отечества, нежели собственные. Творец, художник, композитор – они создают произведения, призванные делать нас лучше, чище, гуманнее, но это совершенно не означает, что среднестатистический творец в праве служить мерилом нравственности. И тому куча подтверждений, начиная с глубокой древности, заканчивая современными авторами, портфолио которых изобилует  прогосударственными произведениями. Но совсем другое дело, когда будучи представителем высшей сферы в искусстве, проповедником классики, корифеем, человек обязан собственным примером служить ориентиром, предметом подражания для почитателей его искусства. Как говорится в этом случае, поэтом можешь ты и быть – интеллигентом быть обязан. Так ли?

Вот видите: вопросов много, а ответов значительно меньше. Но один вопрос, чисто человеческий и очень актуальный, все же остается: что терять 85-летнему Тиграну Мансуряну? Маэстро, вам-то чего опасаться? Чего еще ждать?  


https://www.tiktok.com/@fuckoff_07/video/7328752211306073352?_r=1&_t=8jOoKbb1KsY&social_sharing=1

четверг, 18 января 2024 г.

Народный, ты кто такой? Давай, до свидания!


В Национальном Собрании Армении был обсужден проект о внесении изменений в закон «О государственных наградах и почетных званиях Республики Армения». На вопрос о том, чем будут заменены данные виды поощрения и в чем собственно цель отмены «заслуженных» и «народных», замминистра юстиции Арменуи Арутюнян парировала, мол, к примеру, никто не знает народных артистов Николая Цатуряна, Гегуни Читчян, Фараона Мирзояна и других.

По устоявшейся традиции соцсети взорвались бурей возмущения. Испытанные диванные войска фейсбучан за ночь переквалифицировались в профессиональных поборников армянской культуры, их страницы расцвели множеством фотографий с указанными выше деятелями и подписями, типа, «а я его знаю!» Дальше – пошло-поехало... Больше всех грустили те, у кого таких фотографий не оказалось, хоть они и прекрасно всех знали, и даже по отчеству.

Да простит мне читатель ироничный тон, но иначе к поведению тех, кто давно уже – еще с назначения Арменчика «народным», – должны были встать как один и противостоять наглой девальвации ценностей, относиться просто нельзя. Ведь и сегодня дальше экранов телефонов дело не пойдет. Ну повозмущаются, покричат, выставят фотографии с теми или иными, соберут лайки, перегрызутся в комментариях и вся недолга. Не хочется все сводить к банальному перефразу заезженной фразы «народ имеет ту культуру, которую заслуживает», но ведь так оно и есть.  

Помните выражение «оправдать оказанное высокое доверие»? Когда-то оно часто использовалось. Не известно, как обернется история. Кого вознесет до небес, кого навсегда сотрет из памяти. История ведь как виза в США, понять логику посольства невозможно. Но факт – лично для меня, можете не соглашаться, – остается фактом: нет, друзья, не оправдали. Нельзя без стыда смотреть на фотографии великих людей, которых сегодня нет, и которых не стесняются не помнить. А что говорить о живых, о современниках, которых мило обложили в НС?

Вспоминается фраза о том, что в словах «все картины Пикассо – мазня» о Пикассо не сказано ни слова, зато об авторе высказывания – все! И что? Да, они не покалечены интеллектом. Да, они это те, которые сегодня принимают решения и постановления, вместо того чтобы принимать как факт собственную безграмотность. Что меняется оттого, что мы это все прекрасно понимаем? Наше активное «фи» в соцсетях перерастает в зубоскальство, каламбуры, массовое ржание и позирование. Такая ярко выраженная культурно-эректильная дисфункция. Железный аргумент: а что мы можем изменить? Ну, конечно, если не можешь чего-то изменить, лучше всего поржать над этим, а заодно – и над собой.

 Возвращаясь к оказанному предками доверию. Вот недавно был день памяти заслуженного художника Армении Рубена Арутчьяна. Его не стало два года назад. Это был человек, бесконечно влюбленный в Армению, преданный ей всей душой. Копнем глубже. Весь прошлый год отмечались юбилеи – как живых корифеев, так и, увы, покинувших наш независимый мир – Мартина Вартазаряна, Романоса Меликяна, Христофора Кара-Мурзы, Арама Хачатуряна, Арама Сатунца, Эдуарда Пашиняна, Константина Орбеляна и многих других. Можем мы им посмотреть в глаза без стыда? Ответ: нет. Не оправдали потомки. Профукали и культуру, и страну в целом.

Так и не поняли, что наиважнейшим делом сегодня является воспитание гражданина, приобщение его к национальным ценностями – и это вопрос стратегического значения. Ведь главный враг состоит не у границы – он внутри, среди нас. И имя ему невежество, серость, убогость, равнодушие – тот враг, что откроет любые ворота, предаст в любую минуту. Необходимо с младых ногтей воспитывать будущего гражданина – благородную личность, любящую и знающую свою родину. А кто это должен делать? Уповать на государство? Очень напоминает позицию некоторых родителей, откровенно ругающих школы за безграмотность своих отпрысков. Не понимая, что самая главная работа должна вестись внутри дома – в данном случае, со стороны представителей интеллигенции. К примеру, сколько раз за последнее время вы читали грамотную критику того или иного спектакля, фильма или концерта со стороны ПРОФЕССИОНАЛА? Нет, не дешевых писак на уровне «мне это не нра…», а серьезных музыковедов, театроведов, киноведов и т.д.? Где эти люди? Почему они попрятались, уступив место фейсбучным «бунтарям»?

Сегодня мы пытаемся бороться с неприглядными явлениями путем штрафов, законов, указов. А ведь решение совсем иное – возвращение культуры гражданина, горожанина, воспитание личности с раннего возраста – личности, которая, к примеру, даже теоретически не сможет представить, как можно рассекать по ночному Еревану на бешеной скорости и слушать турецкий мугам с армянскими словами на полную мощность.

Ну а как сегодня не гонять, когда тотальная вседозволенность и засилье кошмарной музыки, активно представленной на улицах столицы и воспринимаемой как исконно армянская культура. Чему подтверждением бесконечный поток видео-зарисовок этой ереси в соцсетях.

…Ереван чаще всего страдал от трех явлений: врагов, землетрясений, и в последнее время – бестолкового руководства. Управления со стороны людей, называющих себя ереванцами, искренне считающих, что любят этот город. Но ведь город любить мало – надо, чтобы это чувство было взаимным. А достигается это только и только путем создания, возрождения ереванца. Эреванца! Не ругать, а созидать. Не запрещать только, а предлагать альтернативу. Ту, которую примет благородная, воспитанная личность. Настоящий ереванец.

Хотя… Вернемся к замминистру. А что, если это тоже способ просвещения? Она же сказала, что есть иные методы популяризации корифеев армянского искусства – вот и ляпнула… Но, может, то был не ляп, а тонкий расчет – ведь большинство из тех, кто по какой-то причине (интересно по какой?) не знали имен Николая Цатуряна, Фараона Мирзояна и Гегуни Читчян, хоть раз да прогуглят эти имена. Во всяком случае такая вероятность есть. Просто мы не понимаем, недалекие, что правительство действует в духе цифрового времени – в провокативном, так сказать, формате, от обратного. Хочется надеяться, что они будут последовательными. Нет, вряд ли состоятся концерт с исполнением прекрасных произведений Гегуни Оганесовны, или новая выставка работ Фараона Микаэловича, или наконец будут выделены средства для постановки нового спектакля Николаем Ервандовичем. Но ведь ляпнуть в том же формате, «а кто из нас сегодня знает...» и упомянуть других представителей отечественной культуры, корифеев для большего к ним привлечения внимания они же могут! Так чего ждать! Вперед к «амбиону»! В связи с этим вспоминается прекрасная фраза Ара Ернджакяна, когда его спросил Левон Игитян:

– Ты что боишься министра культуры?

– Нет, – ответил Ара Арутюнович. – Я боюсь культуры министра.

       Заколдована эта сфера что ли...


пятница, 3 ноября 2023 г.

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭДУАРД ПАШИНЯН — 100»

9 ноября в зале Союза композиторов Армении состоится научная конференция, посвященная музыковеду, композитору, педагогу Эдуарду Пашиняну и приуроченная к его 100-летию. Мероприятие организовано Институтом искусства НАН РА, Союзом композиторов Армении и Ереванской Госконсерваторией им. Комитаса.

Цель конференции – представление личности Пашиняна, как ученого, создавшего универсальную суперладовую систему, за которую он был удостоен звания профессора и заслуженного деятеля искусств Армении. Также разработанный им учебник гармонии, изданный в двух частях в 1960 г., до сих пор остается единственным авторским учебником по данному предмету, написанным на армянском языке, а его научно-методические труды, вылившиеся в учебник «Полифония», являются самыми востребованными у теоретиков музыки, педагогов и студентов. 

В рамках мероприятия выступят ученики и последователи Эдуарда Рубеновича. С приветственным словом к собравшимся обратятся директор Института искусств НАН РА, руководитель секции музыковедения союза композиторов Армении Анна Асатрян, председатель Союза композиторов Армении, композитор Арам Сатян, проректор по научной части Ереванской госконсерватории им. Комитаса Цовинар Мовсисян и председатель армянской культурной организации «Армянский музыкальный фестиваль» (США, Провиденс), сопредседатель иностранного комитета СК Армении Константин Петросян.

С научными докладами выступят музыковед, профессор ЕГК им. Комитаса Карине Джагацпанян, музыковед, зав. кафедрой теории музыки ЕГК им. Комитаса Рузанна Степанян, композитор, профессор ЕГК им. Комитаса Михаил Кокжаев, а также музыковеды, преподаватели гюмрийского филиала ЕГК Рита Агаян, Анаит Гарибян и Нара Багдасарян.

Пьесы из фортепианного цикла Эдуарда Пашиняна «От простого к сложному» прозвучат в исполнении лауреата республиканских и международных конкурсов Марианны Айрапетян.

Мероприятие начнется в 12:00, вход свободный. Необходима предварительная регистрация. Также будет доступна онлайн-трансляция.

Стоит отметить, что это финальное мероприятие в рамках празднования 100-летия Эдуарда Пашиняна. 25 октября в зале Союза армян России (Москва) с большим успехом прошел показ фильма Р. Пашиняна «Сынок, а где Евфрат?», посвященного памяти Эдуарда Рубеновича.


пятница, 8 сентября 2023 г.

Творческий вечер Константина Петросяна

В галерее «Ардеан» с большим успехом прошел творческий вечер известного армянского композитора Константина Петросяна. Мероприятие было приурочено к двум знаменательным событиям: приему у президента РА Ваагна Хачатряна по поводу присвоения звания заслуженного деятеля искусств Армении и открытию в музыкальному колледже им. Р. Меликяна именного класса Константина Петросяна, Левона Чаушяна и Арама Сатяна, на протяжении лет преподававших в этом училище.

      В программе вечера прозвучали как известные, так и новые произведения К. Петросяна. Состоялась премьера песни, представленной заслуженной артисткой РА, певицей Анной Маилян. Оригинальным, ярким исполнением блеснули ансамбль «Наирян» и джаз-трио Нелли Манукян. «Если вы думаете, что все это написал я, то очень сильно ошибаетесь», – иронично отметил виновник события, отмечая высокопрофессиональную аранжировку пианиста джаз-трио Ованнеса Манукяна, представившего свое прочтение композиций «Гюмри» и «Гарни» автора.

            В зале присутствовали композиторы, дирижеры, руководители музучреждений, своими воспоминаниями о студенческой поре и общении с дорогим педагогом Константином Петросяном поделилась народная артистка Армении, культурный посол Армении в мире, оперная певица Асмик Папян.  

            «Вокализ», «Богородица» и другие произведения прозвучали в исполнении заслуженной артистки Армении, певицы Магды Мкртчян и пианистки Марианны Айрапетян, исполнившей фортепианные произведения автора. Финальным аккордом этого прекрасного вечера стала давно полюбившаяся, можно сказать, легендарная песня «Айастан» в исполнении солиста Оперного театра и Госкапеллы под управлением О. Чекиджаняна Айка Тонгуряна.

            Вечер был организован певцом и композитором Вааном Арцруни, в рамках еженедельных культурных мероприятий в галерее «Ардеан». В завершении вечера инициатор мероприятия отметил: «Творчество композитора Константина Петросяна можно по праву назвать знаковым. На протяжении десятилетий творческой деятельности, работой в широком диапазоне музыкальных жанров: от обработок народной музыки до симфонических полотен, от романса до джазовых оркестровых композиций и хоровых произведений, композитор не только обогатил современную армянскую музыку, но и, что особенно важно, стал любим несколькими поколениями слушателей в Армении и за ее пределами!»

понедельник, 6 февраля 2023 г.

Композитор Константин Петросян удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Армении"

3 февраля в посольстве Республики Армения в США состоялась торжественная церемония вручения звания "Заслуженный деятель искусств Армении" президенту "Армянского музыкального фестиваля штата Род-Айленд", худруку, дирижеру оркестра и хора "Ереван" (Бостон), председателю иностранной комиссии Союза композиторов Армении, композитору, пианисту и дирижеру Константину Петросяну.


Увы, по состоянию здоровья К. Петросян не смог присутствовать на церемонии вручения прошлой осенью. Однако 3 февраля в посольстве Республики Армения в США состоялась торжественная церемония вручения высокой государственной награды, которую Константину Петросяну передала Чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения в США Лилит Макунц. 


В своей речи она отметила выдающеюся роль Константина Петросяна в развитии армянской музыки и искусства и пожелала новых творческих успехов. Композитор поблагодарил президента и правительство Республики Армения за высокую награду, а также выразил искреннюю признательность послу Армении за организацию церемонии вручения. На торжественном приеме присутствовали представители Сената США, духовенство, дипломаты.